Вычисления на GPU — что это?

Вы постоянно слышите о вычислениях на GPU или ускорении, но не понимаете, что они означают? Вот все, что вам нужно знать.

Графические процессоры или графические процессоры присутствуют во всех электронных схемах, которые создают ту или иную форму отображения, особенно в компьютере.

Ранние графические процессоры были относительно простыми. Но с появлением игр, 3D-анимации и задач рендеринга видео, которые заставили ЦП выйти за пределы своих возможностей, на помощь пришли более мощные графические процессоры.

Эти новые GPU-карты со временем становились все более мощными и сложными, поскольку разные компании и исследователи искали способы использовать свое преимущество в параллельном выполнении. Этот пост показывает вам, как это было до сих пор.

Что такое графический процессор?

Графический процессор или графический процессор — это специализированная схема, предназначенная для манипулирования данными, чтобы помочь в создании изображений для отображения. Другими словами, графический процессор — это система, которая создает изображения, которые вы видите на любой поверхности дисплея, такой как монитор компьютера, экран смартфона, игровая приставка и так далее.

Графические процессоры изначально были простыми устройствами, которые объединяли графические элементы для создания идеального вывода для конкретного устройства. Однако со временем и с появлением компьютерных игр сложность и мощность графических процессоров стали расти, что породило GPGPU или вычисления общего назначения на графических процессорах.

Что такое вычисления на GPU?

Вычисления на графическом процессоре или GPGPU — это использование графического процессора для вычислений помимо графики. Это означает использование графических процессоров, встроенных в видеокарту компьютера и изначально предназначенных для обработки компьютерной графики, для вычисления других типов данных, таких как научное моделирование, майнинг криптовалюты, алгебраические вычисления, прогнозирование погоды, нейронные сети и так далее.

Причина такой эволюции вычислений на GPU связана с впечатляющим развитием графических процессоров, которые происходят из распределенной параллельной архитектуры современных систем на GPU.

По мере того, как процессор компьютера становился все более мощным и мог справляться с более сложными программами и играми, производители видеокарт также старались идти в ногу с развитием современных вычислений и трехмерной графики. Nvidia представила GeForce 256 в 1999 году как первая в мире видеокарта с графическим процессором, и оттуда все пошло.

Основным преимуществом карт GPU перед ЦП является их архитектура параллельной обработки, которая позволяет им обрабатывать большие задачи данных распределенным, параллельным образом, что предотвращает узкие места и зависания ЦП.

Каковы приложения для вычислений на GPU?

Применений вычислений на GPU много, вот некоторые из них:

  1. Машинное обучение и нейронные сети
  2. Нечеткая логика
  3. Биоинформатика
  4. Молекулярное моделирование
  5. Видео рендеринг
  6. Геометрические вычисления
  7. Климатические исследования и прогнозирование погоды
  8. астрофизика
  9. Криптография
  10. Компьютерное зрение
  11. Взлом пароля
  12. Квантовые исследования

GPU против CPU обработки

Графические и центральные процессоры обрабатывают цифровые данные, но делают это по-разному. ЦП или центральный процессор предназначены для последовательной обработки на высоких скоростях, а графические процессоры предназначены для параллельной обработки на гораздо более низких скоростях. Конечно, ЦП может использовать гиперпоточность для получения 2 потоков на ядро ​​или даже иметь десятки ядер, но в основном это последовательные процессоры.

В то время как процессоры могут иметь несколько ядер, современные графические процессоры имеют тысячи ядер, например, Nvidia GeForce RTX 3090 который имеет более 10 тысяч ядер. Однако, чтобы получить преимущество перед ЦП, данные должны быть способны к параллельной обработке, например, к обработке потока, содержащего тысячи изображений одновременно.

GPU против ASIC

ASIC расшифровывается как Application Specific Integrated Circuit, и это означает, что он может выполнять только одну задачу, то есть задачу, для выполнения которой он был разработан. ASIC — это уникальная машина, разработанная с нуля и требующая экспертных знаний об оборудовании для сборки. ASIC обычно используются в майнинге криптовалюты, поскольку они предлагают хорошие преимущества параллельной обработки и более высокую эффективность, чем графические процессоры.

Однако основное различие между ними заключается в том, что графические процессоры более универсальны. Например, вы можете легко построить установку для майнинга криптовалюты с использованием графических процессоров. Детали легко доступны, и если вы закончили майнинг, вы всегда можете продать видеокарту геймерам или другим майнерам. Однако с ASIC вы можете продать только подержанную машину другим майнерам, потому что вы вряд ли сможете с ней что-то еще сделать.

Помимо майнинга криптовалюты, становится еще труднее заполучить машины ASIC, потому что они не являются массовыми продуктами. Это сильно контрастирует с системами на GPU, которые вы можете получить везде и легко настроить.

GPU против кластерных вычислений

В то время как одна карта GPU содержит тысячи ядер, которые добавляют огромную мощность любому компьютеру, к которому вы ее подключаете, теоретически вы можете добавить столько карт GPU к материнской плате компьютера, сколько она может обслуживать, и еще больше увеличить ее вычислительную мощность.

Компьютерный кластер, с другой стороны, относится к нескольким компьютерам, которые объединены в сеть и функционируют как один большой компьютер — суперкомпьютер. Каждый компьютер в сети называется узлом и может иметь на борту многоядерный процессор, а также одну или несколько карт GPU.

В каждом кластере должен быть главный узел, являющийся передним компьютером, который отвечает за управление рабочими узлами и их планирование. Он также будет содержать программное обеспечение, которое выделяет данные и программы для своих рабочих узлов для вычисления и возврата результатов.

Ускорение графического процессора против гиперпоточности

ЦП предназначен для одновременной обработки нескольких задач, и поэтому он работает на очень высоких скоростях, планируя время обработки между этими несколькими процессами. Однако, когда он сталкивается с функцией, интенсивно использующей вычисления, он может провести некоторое время в цикле, прежде чем вернуться к другим процессам. Обычно это приводит к общему замедлению работы компьютера, а в худших случаях и к полному зависанию системы.

Разработчики компьютеров могут избежать этого ужасного сценария, используя гиперпоточность или ускорение графического процессора. Гиперпоточность позволяет одному ядру ЦП функционировать как два потока обработки. Таким образом, когда один поток застревает в цикле с интенсивными вычислениями, другой поток все еще может удерживать систему вместе.

Современные компьютеры теперь имеют несколько ядер от 2 до 4, 8, 16, 32 и так далее. Кроме того, они поддерживают гиперпоточность, поэтому 2-ядерный ЦП предлагает 4 потока, 4-ядерный — 8 потоков и так далее.

Гиперпоточность с многоядерными ЦП решит большинство вычислительных проблем, предотвратит узкие места и обеспечит максимальную производительность в простых играх, создании музыки и небольших проектах по графике, видео и машинному обучению. Но когда вам нужно больше мощности, то GPU часто является правильным решением.

GPU или аппаратное ускорение — это способность программного приложения использовать мощность параллельной обработки графических процессоров для обработки больших объемов данных без перегрузки ЦП. Многие профессиональные приложения зависят от ускорения графического процессора. К ним относятся программы для дизайна/рендеринга видео и анимации, кодировщики, криптография, большие нейронные сети и так далее.

Основы программирования GPGPU

Программирование общего назначения графических процессоров первоначально выполнялось с использованием DirectX и OpenGL библиотеки. Однако они были разработаны исключительно для разработки графики, поэтому вам приходилось переназначать свои данные в графические модели, чтобы они работали.

К счастью, за прошедшие годы в GPGPU произошли значительные улучшения, что привело к появлению библиотек, языков программирования и фреймворков. Наиболее популярным из этих фреймворков является CUDA от Nvidia.

CUDA позволяет любому разработчику легко погрузиться в программирование GPU, не зная основ классического программирования GPU. Он предоставляет функции, которые расширяют возможности разработки помимо графики, а многие модули даже имеют функции, специфичные для машинного обучения.

Доступные библиотеки также упрощают создание новых программ с ускорением на GPU с нуля или адаптацию предварительно написанных программ к параллельной обработке. Вы выбираете правильную библиотеку, оптимизируете свой код для параллельных циклов, перекомпилируете и все.

Ядра CUDA против потоковых процессоров

Часто вы сталкиваетесь с терминами Ядра Cuda и потоковые процессоры. Оба термина просто относятся к ядру графического процессора или Арифметико-логические устройства графического процессора. CUDA Core — это проприетарная технология Nvidia, а процессоры Stream — AMD.

Другой термин, с которым вы можете столкнуться, — это Streaming Multi-Processor или SM. Это еще одна технология Nvidia, изначально сгруппировавшая 8 ядер CUDA на SM. Он выполняет 32-поточные деформации за раз, используя 4 такта на команду. Новые разработки теперь имеют более 100 ядер на потоковый мультипроцессор.

Лучшие языки и библиотеки графических процессоров

Существует так много библиотек и языков, которые работают как на платформах Nvidia CUDA, так и на платформах AMD. Вот лишь некоторые из них:

  1. Nvidia CUBLAS – Базовые подпрограммы линейной алгебры для CUDA
  2. cuDNN – Библиотека глубоких нейронных сетей
  3. OpenCL – Открытый стандарт для параллельного программирования
  4. Openmp – Для графических процессоров AMD
  5. HIP - библиотека С++
  6. Nvidia КУРАНД – Генерация случайных чисел
  7. cuFFT – Для быстрого преобразования Фурье
  8. Nvidia АЭС – 2D изображения и обработка сигналов
  9. ГП ВСИПЛ – векторное изображение и обработка сигналов
  10. OpenCV — Библиотека графического процессора для компьютерного зрения
  11. OpenACC – Язык для параллельной разработки
  12. ПиКУДА – Python для платформы CUDA
  13. ТензорРТ – Глубокое обучение для CUDA
  14. CUDA C ++ – язык C++ для CUDA
  15. CUDA С - Язык C для CUDA
  16. CUDA Фортран – CUDA для разработчиков FORTRAN

Лучшие кластерные проекты GPU

По состоянию на июнь 2022 года 8 из 10 самых быстрых суперкомпьютеров в мире имеют ускорение на GPU. Все они также используют ОС Linux и выглядят следующим образом:

РангИмя и фамилияпетафлопсПроцессорные ядраЯдра GPUМощность (кВт)Год
1.Граница1,102591,8728,138,24021,1002022
2.LUMI151.9075,2641,034,8802,9002022
3.Саммит148.6202,7522,211,84010,0962018
4.Горная цепь94.64190,0801,382,4007,4382018
5.Перлмуттер64.59НетНет2,5892021
6.Селена63.4671,680483,8402,6462020
7.Tianhe-261.445427,0084,554,75218,4822013
8.Адастра46.121,632297,4409212022

Заключение

Дойдя до конца этого погружения в вычисления на GPU и все, что с ними связано, вы уже должны были получить представление о его мощности и возможностях.

Для получения дополнительной информации вы можете проверить платформу разработчика Нвидиа здесь или что из AMD здесь.

Ннамди Океке

Ннамди Океке

Ннамди Океке — компьютерный энтузиаст, который любит читать самые разные книги. Он предпочитает Linux, а не Windows/Mac, и использует
Ubuntu с первых дней. Вы можете поймать его в твиттере через Бонготракс

Статей: 189

Получить технические вещи

Технические тенденции, тенденции стартапов, обзоры, онлайн-доход, веб-инструменты и маркетинг один или два раза в месяц.

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены * *

GPU Computing – What Is It?

Do you keep hearing about GPU computing or acceleration, but are not sure what they mean? Here's everything you need to know.

GPU or Graphics Processing Units are present in all electronic circuits that produce one form of display or the other, especially the computer.

Early graphics processors were relatively simple. But with the advent of gaming, 3D animation, and video rendering tasks that pushed CPUs beyond their limits, more powerful GPUs had to come to the rescue.

These new GPU cards grew in power and complexity over time, with different companies and researchers seeking out ways to leverage their parallel execution advantage. This post shows you how it’s been going so far.

What Is A GPU?

A GPU or Graphics Processing Unit is a specialized circuit designed for the manipulation of data to aid in the creation of images for display. In other words, a GPU is a system that creates the images you see on any display surface, such as the computer monitor, smartphone screen, game consoles, and so on.

GPUs were initially straightforward devices that put graphic elements together to create an ideal output for a specific device. Over time, however, and with the advent of computer gaming, GPUs started to grow in complexity and power, giving birth to GPGPU or General Purpose Computing on GPUs.

What Is GPU Computing?

GPU computing or GPGPU is the use of a GPU for computation beyond graphics. This means using the GPUs embedded in a computer’s video card and originally intended for processing computer graphics for the computation of other types of data, such as scientific simulations, cryptocurrency mining, algebra computations, weather forecasting, neural networks, and so on.

The reason for this evolution of GPU computing comes from the impressive development of graphics processing units, which comes from the distributed parallel architecture of modern GPU systems.

As the computer’s CPU grew more powerful and could handle more complex programs and games, video card makers also tried to keep up with the developments in modern computing and 3D graphics. Nvidia unveiled the GeForce 256 in 1999 as the world’s first GPU video card and things evolved from there.

The major advantage of GPU cards over CPUs is their parallel processing architecture, which makes them able to process large data tasks in a distributed, parallel manner that prevents bottlenecks and CPU freezes.

What Are The Applications For GPU Computing?

The applications of GPU computing are many, here is a look at some top uses:

  1. Machine learning & neural networks
  2. Fuzzy logic
  3. Bio-informatics
  4. Molecular modeling
  5. Video rendering
  6. Geometric computing
  7. Climate Research and weather forecasting
  8. Astrophysics
  9. Cryptography
  10. Computer vision
  11. Password cracking
  12. Quantum research

GPU Vs CPU Processing

GPUs and CPUs both process digital data, but they do it in different ways. The CPU or central processing unit is designed for serial processing at high speeds, while GPUs are designed for parallel processing at much lower speeds. Of course, a CPU can use hyper-threading to get 2 threads per core, or even have dozens of cores, but they are fundamentally serial processors.

While CPUs can have a few cores, modern GPUs come with thousands of cores, for instance, the Nvidia GeForce RTX 3090 which features 10K+ cores. To get an advantage over CPUs though, the data has to be capable of parallel processing, such as processing a stream containing thousands of images at a go.

GPUs Vs ASICs

ASIC stands for Application Specific Integrated Circuit and this means that it can only perform one task – that is, the task it was designed to perform. An ASIC is a unique machine that is developed from scratch and requires expert hardware knowledge to build. ASICs are commonly used in cryptocurrency mining, as they offer good parallel processing benefits and better efficiency than GPUs.

The major difference between the two, however, is that GPUs are more versatile. For instance, you can easily build a cryptocurrency mining rig using GPUs. The parts are easily available and if you are done with mining, you can always sell the GPU card to gamers or other miners. With ASICs however, you can only sell a used machine to other miners, because you can hardly do anything else with it.

Beyond cryptocurrency mining, it becomes even more difficult to lay your hands on an ASIC machine, because they are not mass products. This contrasts strongly with GPU systems that you can get everywhere and easily configure.

GPU Vs Cluster Computing

While a single GPU card contains thousands of cores, which add tremendous power to any computer you attach it to, you can theoretically add as many GPU cards to the computer mainboard as it can handle, and further increase its processing capability.

A computer cluster, on the other hand, refers to multiple computers that are networked together to function as one big computer – a supercomputer. Each computer on the network is called a node and can have a multi-core CPU, as well as one or more GPU cards on board.

Each cluster must have a master node, which is the front computer that is responsible for managing and scheduling its worker nodes. It will also contain software that allocates data and programs for its worker nodes to compute and return results.

GPU Acceleration Vs Hyper-threading

The CPU is designed to handle multiple tasks at once, and that’s why it runs at very high speeds, scheduling processing time between those multiple processes. However, when it encounters a compute-intensive function, then it might spend a while in the loop before it returns to the other processes. This usually results in a general slow-down of the computer, and worse cases, a complete freeze of the system.

Computer designers can avoid this dreaded scenario by either using hyper-threading or GPU acceleration. Hyper-threading allows a single CPU core to function as two processing threads. So, when one thread is trapped in a compute-intensive loop, the other thread can still hold the system together.

Modern computers now have multiple cores from 2 to 4, 8, 16, 32, and so on. Plus, they feature hyper-threading, so a 2-core CPU offers 4 threads, a 4-core offers 8 threads, and so on.

Hyper-threading with multi-core CPUs will solve most computing problems, prevent bottlenecks, and deliver top performance with simple games, music production, and small graphics, video, and machine learning projects. But when you need more power than that, then a GPU is often the right solution.

GPU or hardware acceleration is the ability of a software application to leverage a GPUs parallel processing power to crunch large numbers of data, without bogging down the CPU. Many professional applications depend on GPU acceleration to function well. These include video and animation design/rendering programs, encoders, cryptography, large neural networks, and so on.

GPGPU Programming Basics

General purpose programming of GPUs was initially done using DirectX and OpenGL libraries. These were designed strictly for graphics development, however, so you had to re-purpose your data into graphic-like models to work.

Luckily, there have been major advancements in GPGPU over the years, leading to libraries, programming languages, and frameworks. The most popular of these frameworks is CUDA from Nvidia.

CUDA makes it easy for any developer to dive into GPU programming without needing to know the nitty-gritty of classic GPU programming. It provides features that enhance development beyond graphics, with many units even featuring machine-learning-specific functions.

Available libraries also make it easy to create new GPU-accelerated programs from scratch or to adapt pre-written ones to parallel processing. You choose the right library, optimize your code for parallel loops, recompile, and that’s it.

CUDA Cores Vs Stream Processors

Often, you will come across the terms Cuda cores and stream processors. Both terms simply refer to the GPU core or Arithmetic Logic Units of a GPU. CUDA Core is a proprietary technology from Nvidia, while Stream processors are from AMD.

Another term you may come across is Streaming Multi-Processor or SM. This is another Nvidia technology that originally grouped 8 CUDA cores per SM. It executes 32-thread warps at a go, using 4 clock cycles per command. Newer designs now feature over 100 cores per streaming multi-processor.

Top GPU Languages & Libraries

There are so many libraries and languages out there that work on both Nvidia CUDA and AMD platforms. Following are just a few:

  1. Nvidia cuBLAS – Basic linear algebra subprograms for CUDA
  2. cuDNN – Deep neural networks library
  3. OpenCL – Open standard for parallel programming
  4. OpenMP – For AMD GPUs
  5. HIP – C++ library
  6. Nvidia cuRAND – Random number generation
  7. cuFFT – For Fast Fourier transform
  8. Nvidia NPP – 2D image and signal processing
  9. GPU VSIPL – Vector image and signal processing
  10. OpenCV – GPU library for computer vision
  11. OpenACC – Language for parallel development
  12. PyCUDA – Python for CUDA platform
  13. TensorRT – Deep learning for CUDA
  14. CUDA C++ – C++ language for CUDA
  15. CUDA C – C language for CUDA
  16. CUDA Fortran – CUDA for FORTRAN developers

Top GPU Cluster Projects

As of June 2022, 8 of the 10 fastest supercomputers in the world are GPU-accelerated. They all share the Linux OS as well, and are as follows:

RankNamePetaflopsCPU CoresGPU CoresPower (kW)Year
1.Frontier1,102591,8728,138,24021,1002022
2.LUMI151.9075,2641,034,8802,9002022
3.Summit148.6202,7522,211,84010,0962018
4.Sierra94.64190,0801,382,4007,4382018
5.Perlmutter64.59N/AN/A2,5892021
6.Selene63.4671,680483,8402,6462020
7.Tianhe-261.445427,0084,554,75218,4822013
8.Adastra46.121,632297,4409212022

Conclusion

Reaching the end of this dive into GPU computing and all that comes with it, you should have gotten an idea of its power and scope by now.

For further information, you can check out the developer platform of Nvidia here or that of AMD here.

Nnamdi Okeke

Nnamdi Okeke

Nnamdi Okeke is a computer enthusiast who loves to read a wide range of books. He has a preference for Linux over Windows/Mac and has been using
Ubuntu since its early days. You can catch him on twitter via bongotrax

Articles: 204

Receive techie stuffs

Tech trends, startup trends, reviews, online income, web tools and marketing once or twice monthly

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *